Плата за негативное воздействие на окружающую среду:
«Финансовая газета», № 24 от
11.06.09,
Плата за негативное воздействие на окружающую среду: новое решение
известной проблемы офисного мусора
Наталия Харитонова,
главный юрисконсульт компании МКПЦН
17 марта 2009 года Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (ВАС РФ) по
делу № 14561/08 было принято постановление, которое в корне отличается от той
административной и судебной практики, которая преобладала ранее. Речь идет о
позиции, согласно которой любая организация, в деятельности которой образуется
хоть какой-нибудь мусор, пусть самый невинный - бытовой и канцелярский, -
обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. ВАС РФ
решил отойти от такого обобщенного подхода и обосновал, почему некорректно
предъявлять к организациям, ведущим деятельность только в офисе, требование об
уплате экологических платежей за размещение отходов.
Согласно названному постановлению удовлетворено заявление организации о пересмотре
в порядке надзора судебных актов, которыми было поддержано вынесение
Ростехнадзором (Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору) постановления о привлечении юридического лица к
административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса РФ об
административных правонарушениях.
Привлечение данной организации к административной ответственности было
мотивировано тем, что ею не вносились в установленные сроки платежи за
негативное воздействие на окружающую среду, хотя она осуществляла деятельность,
в результате которой образуются отходы, относящиеся к I-III классам опасности,
размещение которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. К
таким отходам Ростехнадзор отнес бытовой и канцелярский мусор.
Подобного рода «опасную» деятельность ведут практически все юридические лица.
При этом вплоть до настоящего момента, как уже упомянуто выше, и практика
Ростехнадзора, и судебная практика исходила из того, что все организации должны
производить плату за размещение отходов, даже если они не осуществляют другой
деятельности, кроме офисной работы. Данная позиция появилась и существовала в
связи с тем, что требования законодательства в этой части сформулированы
достаточно общим образом.
При этом совершение действий, связанных с экологическими платежами, требовало
затрат времени и денежных средств, поскольку сначала необходимо было
согласовать лимиты размещения отходов, для чего, как правило, привлекались
специализированные организации. Однако во избежание штрафов многие организации
это делали, особенно с учетом того, что суды соглашались с позицией
Ростехнадзора по данному вопросу. Например, Федеральный Арбитражный Суд (ФАС)
Северо-Западного округа в своем Постановлении от 15.02.2008 по делу №
А56-9007/2007 поддержал привлечение к ответственности ООО, занимавшегося
оптовой торговлей бумажно-меловыми и канцелярскими товарами, указав, что из
материалов дела усматривается наличие у общества источников образования отходов
4 и 5 класса опасности, а наличие отношений по вывозу мусора со
специализированной организацией не освобождает его от обязанности выполнять
требования законодательства в области обращения с отходами потребления,
образовавшимися в результате деятельности общества. Тот же ФАС Северо-Западного
округа в Постановлении от 27.03.2008 по делу № А21-6780/2007 также ссылался на
то, что в материалах дела имеются доказательства образования в результате
деятельности организации (в данном случае – администрации муниципального
образования) отходов различных классов опасности. Также можно обратить
внимание, например, на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от
13.09.2007 по делу № Ф08-5863/2007-2202А, вынесенное в отношении администрации
Степновского муниципального района Ставропольского края, в результате деятельности
которой образовывались отходы потребления хозяйственно-бытового характера.
ВАС РФ при рассмотрении дела пришел к выводу, что обязанность по внесению платы
за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и
юридических лиц только в том случае, когда в результате их деятельности
происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды
негативного воздействия, установленные в Федеральном законе № 7-ФЗ от
10.01.2002 «Об охране окружающей среды». В данном Законе в качестве одного из
видов негативного воздействия на окружающую природную среду предусмотрено
размещение отходов производства и потребления. Размещение отходов указано в
качестве платного вида воздействия на окружающую природную среду и еще в ряде
нормативно-правовых актов. Ростехнадзор и нижестоящие суды, руководствуясь
этими нормами законодательства, пришли к выводу, что в процессе деятельности
организации образуются бытовые и канцелярские отходы, от размещения которых
происходит негативное воздействие на окружающую среду. Между тем ВАС РФ
обратился к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления» и отметил, что в статье 1 этого Закона под размещением отходов
понимается их хранение и захоронение. При этом, исходя из понятий хранения и
захоронения отходов, приведенных в этом же Законе, можно сделать вывод, что
такая деятельность носит специализированный характер и осуществляется в
специально оборудованных местах. При этом из материалов Ростехнадзора, по
мнению ВАС РФ, не следовало, что организация занималась размещением отходов в
понимании указанного Закона. А в соответствии со ст.ст. 65, 210 Арбитражного
процессуального кодекса РФ именно Ростехнадзор должен был доказать
обстоятельства, послужившие основанием для привлечения организации к
административной ответственности.
Таким образом, ВАС РФ наконец-то защитил интересы одного конкретного
юридического лица, а вместе с ним создал важный прецедент для огромного
количества юридических лиц по всей России, при этом подробно прокомментировав
свою позицию с учетом норм законодательства. Но следует иметь в виду, что
поскольку административные органы придерживались противоположной точки зрения,
чем та, которую высказал ВАС РФ, риск привлечения организаций к ответственности
остается, и необходимо быть готовыми отстаивать свою позицию.