Адвокатская консультация №48
Категории раздела
Трудовое право
Уголовное право
Налоговое право
Административное право
Форма входа
...
BeSmarty
Наш опрос
Пользуетесь услугами адвоката?
Всего ответов: 21
Друзья сайта
  • ПОМАДЫ РАСПРОДАЖА
  • УПР №1
  • Развлечения
  • WMmail.ru - тут платят за чтение спама
  • Статистика
    Роскосметика
    Суббота, 04.05.2024, 12:56
    Главная » Статьи » Право » Административное право

    Каковы риски привлечения организации к ответственности по 116 ст. НК РФ по поводу расхождения фактического адреса и юридического (места нахо

    Каковы риски привлечения организации к ответственности по 116 ст. НК РФ по поводу расхождения фактического адреса и юридического (места нахождения) адреса?


    В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

    Аналогичным образом определяется место нахождения юридического лица в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ № 129-ФЗ). Место нахождения организации при ее регистрации указывается учредителями в заявлении о государственной регистрации.

    На практике под юридическим адресом компании обычно понимают адрес, указанный в ее учредительных документах и внесенный в ЕГРЮЛ, а под фактическим – адрес, по которому организация непосредственно располагается.

    Согласно ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

    Из анализа ст. 52, 54 ГК РФ следует, что, если организация зарегистрирована по одному адресу, а фактически ее исполнительный орган находится по другому адресу, согласно действующему законодательству необходимо внести соответствующие изменения в учредительные документы и зарегистрировать их.

    В противном случае подразделение компании, расположенное не по указанному в уставе адресу и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более месяца, может быть признано обособленным подразделением организации в налоговых целях на основании ст. 11 НК РФ

    В соответствии со ст. 11 НК РФ признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

    По мнению некоторых судов, обособленное подразделение можно считать созданным с того момента, когда оборудовано стационарное рабочее место (постановления ФАС МО от 10.04.2008 № КА-А40/2751-08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.07.2008 № 9752/08), ФАС ДО от 13.10.2009 № Ф03-5338/2009).

    Создание стационарного рабочего может быть подтверждено, например:

    - приказом о создании рабочих мест (Постановление ФАС ДО от 06.08.2008 № Ф03-А24/08-2/2535);

    - подписанным договором аренды помещения, в котором будет располагаться рабочее место (Постановление ФАС ДО от 06.08.2008 № Ф03-А24/08-2/2535);

    - приказом о принятии на работу руководителя обособленного подразделения (Постановление ФАС СЗО от 05.02.2010 № А56-10280/2008).

    Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений.

    В соответствии с действовавшей до 2 сентября 2010 г. редакцией абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.

    При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение (п. 4 ст. 83 НК РФ в редакции, действовавшей до 02.09.2010 г.).

    Данная ситуация возникала в случае, когда обособленное подразделение образовано на территории, где зарегистрирован головной офис или находится недвижимое имущество.

    В случае если несколько обособленных подразделений организации находились в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет могла осуществляться по месту нахождения одного из них по выбору организации (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ в редакции, действовавшей до 02.09.2010 г.).

    Согласно действующим со 02 сентября 2010 г. правилам постановки на налоговый учет организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

    Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией (п. 4 ст. 83 НК РФ).

    При этом в случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании г. Москвы на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

    Таким образом, изменения в НК РФ, вступившие в силу с 02.09.2010 г., не отменили обязанность организации встать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения, поскольку головной офис и обособленные подразделения созданы в разных муниципальных образованиях и подведомственны различным инспекциям.

    В части риска привлечения к ответственности по ст. 116 НК РФ сообщаем следующее.

    В случае нарушения установленного налоговым законодательством РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ.

    Согласно п. 2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений организации влечет взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

    Пункт 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения.

    В настоящий момент отсутствуют официальные разъяснения и правоприменительная практика относительно возможности одновременного применения к организации к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ и п. 2 ст. 116 НК РФ.

    Например, разграничение данных составов возможно по следующим критериям. Ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ, может наступить, в случае если такая организация обратилась с заявлением о постановке на учет обособленного подразделения с пропуском установленного срока, а ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 116 НК РФ, – в случае если организация с указанным заявлением в налоговый орган не обращалась и это установлено в ходе налогового контроля.

    Данный вопрос актуален, т.к. состав налогового правонарушения, установленный п. 2 ст. 116 НК РФ, определяющий ответственность за ведение деятельности без постановки на налоговый учет, схож с утратившей силу с 02.09.2010 г. ст. 117 НК РФ.

    Статьей 117 НК РФ (утратила силу) была установлена ответственность за ведение деятельности без постановки на учет (п. 1 ст. 117 НК РФ) и ведение деятельности без постановки на учет более 3 месяцев (п. 2 ст. 117 НК РФ).

    В Постановлении ФАС МО от 05.10.2006 № КА-А41/9302-06 суд обратил внимание на недопустимость одновременного привлечения к ответственности по ст. 116 и ст. 117 НК РФ, т.к. этим нарушен принцип однократности привлечения к ответственности, закрепленный п. 2 ст. 108 НК РФ.

    Схожая позиция изложена в Постановлении ФАС ЦО от 02.10.2002 № А64-967/02-13. В Постановлении ФАС ЦО указано, что «разрешая спор в данной части, судом не учтено, что ответственность по ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации наступает за нарушение предусмотренного ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации срока постановки организации (предпринимателя) на учет по месту нахождения (создания) обособленного подразделения, недвижимого имущества, транспортных средств. В свою очередь ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за непостановку на учет, когда указанное бездействие сопровождается осуществлением юридическим лицом (предпринимателем) предпринимательской деятельности. Как установлено судом и следует из материалов дела, истец с момента создания обособленного подразделения осуществлял через это обособленное подразделение деятельность, связанную с извлечением прибыли, без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Таким образом, указанное деяние организации содержит квалифицирующие признаки правонарушения, предусмотренного ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации. Оснований же для применения к истцу ответственности, предусмотренной ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства дела, у налогового органа не имелось».

    Согласно ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности по ст. 116 НК РФ за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. При этом течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

    Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, установленных п. 2 ст. 116 НК РФ, с учетом норм о давности, то штраф по п. 2 ст. 116 НК РФ может быть исчислен за 3 года в течение осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, по основаниям, предусмотренным НК РФ.

    На основании вышеизложенного, если организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в ее учредительных документах, и/или через обособленные подразделения (при несоблюдении требований ст.ст. 83, 84 НК РФ), то в зависимости от сложившейся ситуации рекомендуем привести в соответствие с реальным положением дел учредительные документы, внеся в них изменения в части своего места нахождения, и зарегистрировать эти изменения и/или встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.



    Категория: Административное право |
    Просмотров: 4026

    Поиск сайт\инет:
    Адвокатская консультация №48 г.Ульяновск © 2024